Геометрия Версаля - геометрия и искусство

Перейти к контенту

Главное меню:

Геометрия Версаля

Величавый и грандиозный парк раскинулся на площади 6 тыс. гектаров, его ограда протянулась на 43 км. Сад украшали 2 тыс. ваз и статуй. В парке било 1400 фонтанов, демонстрируя удивительные для того времени технические достижения. С верхнего балкона дворца открывалось захватывающее дух, невиданное ранее зрелище: два обширных газона слева от дворца, разбитые диагональными дорожками с бассейнами в местах их пересечения; дальше - спуск к Оранжерее и вид на Швейцарское озеро с холмами, терявшимися в дымке. Именно отсюда парк любил осматривать король.

Строгая симметрия парка завораживала: южному партеру справа соответствовал северный партер, боскет «Аллея воды» спускался к фонтану Дракона, а за ним сверкала вода фонтана Нептуна. Но стоило сойти вниз, и вид менялся, парк воспринимался по-новому.
Квадраты превращались в вытянутые ромбы и трапеции, удалённые предметы приближались, однако по-прежнему единым взором можно было охватить большое пространство, что расценивалось как едва ли не главная заслуга Ленотра*.

Мастер отдавал предпочтение геометрическим формам:
кубам, конусам, цилиндрам и т. п. Математический строй мышления, отстаивавшийся Декартом, проник во все области французской культуры, но в парке он обрёл художественную форму. В основе Версаля виделась метафора: огромный дворец и парк уподоблялись царству логики и порядка, напоминая утопические города-грёзы, о которых мечтали зодчие Возрождения.

Перед дворцом разворачивалось поистине сказочное зрелище: со ступеней были видны просторы парка и открывалась такая широкая
перспектива, что казалось, будто целый мир лежит у подножия дворца. Грандиозность общей перспективы и благородство пропорций - одна из основных особенностей Версаля.

За двумя узкими гранитными бассейнами спускалась мраморная Большая лестница, подводя к изогнутой подковой террасе, окружающей цветочный партер с фонтаном в центре: по краям трёх бассейнов, расположенных
пирамидой друг над другом, изваяния лягушек и ящериц выбрасывали струи воды на скульптуру Латоны работы братьев Марси. Выбор сюжета не случаен: в римской мифологии Латона - мать светоносного бога Аполлона и богини охоты Дианы. Лягушки и люди с лягушачьими головами - те самые крестьяне, которые, согласно мифу, прогнали Латону от озера, когда она захотела напиться. Так разгневанная богиня наказала обидчиков. За фонтаном Латоны расстилалась Королевская аллея (названная позже Зелёным ковром), окаймлённая дорожками с мраморными скульптурами и стенами подстриженных деревьев. За аллеей, как эхо фонтана Латоны, виднелся овальный бассейн Аполлона и голубой ковёр широкого канала. Большой канал с необозримыми водными просторами - заключительный аккорд версальской планировки. Наконец, в 3 км от дворца, у королевской решётки, пирамидальные тополя замыкали горизонт и парк.

Длинные аллеи уводили в заманчивую даль, как вдруг колонны или арки из листвы открывали проход в боскеты «Зал раковин», «Бальный зал», «Зелёный театр», «Водяной театр», «Лабиринт». И перед взором действительно представали настоящий зал из листвы с амфитеатром скамеек из дёрна или стена с зелёными ступеньками и расставленными на них вазами, из которых били фонтаны. Боскет «Триумфальная арка» в самом деле имел вид триумфальной арки, а в её глубине поблёскивала бронзовая группа «Торжествующая Франция». На земле расстилался ковёр с причудливым цветочным орнаментом. Площадки боскетов и фон клумб посыпали разноцветным песком или выстилали фарфором, на клумбах иногда выкладывали рисунок из стекляруса, а живые цветы заменяли фарфоровыми. Ленотр избегал ставить в парке архитектурные постройки, а разнообразные и причудливые боскеты создавал из зелени и фонтанов. Так, в боскете «Болото» высилось искусно сделанное дерево, из жестяных листьев которого неожиданно выплёскивались струи воды. В боскете «Аллея воды» на острове посреди продолговатого канала стояли античные статуи, а в зелени померанцевых деревьев били небольшие фонтаны. Версаль славился необычными по красоте и роскоши боскетами. Многие из них не сохранились, и лишь гравюры того времени дают о них представление.

С годами Версальский дворец и парк превратились в глазах подданных в некое святилище короля-полубога. Свою жизнь Людовик сделал непрерывным торжественным спектаклем, продолжавшимся день за днём. Вечерами в парке зажигали многочисленные светильники на зелёных ступенях и плошки в виде цветов, подвешенные к ветвям деревьев. Струи фонтанов поблёскивали серебром, звучала нежная, изысканная музыка Жана Батиста Люлли, гости в бархатных и шёлковых одеждах танцевали, беседовали, наслаждались прекрасными видами и пышностью ленотровских боскетов. По заключённому в мрамор Большому каналу, простиравшемуся за фонтаном «Колесница Аполлона», плавали гондолы с гондольерами, к масштабным партерам из выписанными Венеции.

Регулярный парк воплощал веру в человеческий разум, противопоставляемый иррационализму хаоса, и символизировал подчинённость природы законам разума в духе философии
Декарта. Симметрия сада казалась созвучной воплощённой в каждом листочке гармонии природы.

Зелёные «кабинеты» барочных садов во французском парке превратились в грандиозные зелёные «залы», огромные, блистательные, как и залы классических дворцов, и способные вместить тысячи гостей. Многочисленные водные «партеры», словно огромные зеркала, увеличивали пространство, наполняя его сиянием и светом. Балюстрады отсутствовали, пространство ничем не заслонялось. Использовались большие массы деревьев, вьющиеся и вечнозелёные растения. А вот цветов во французских парках было мало. То, что здесь называлось цветниками, как правило, состояло из низких стриженых вечнозелёных кустарников и травы. Цветники имели сложный и симметричный рисунок из завитков, овалов, кругов и квадратов.

В парке устраивали грандиозные празднества с флотилией маленьких кораблей. В просторных аллеях среди дубовых рощ  по сторонам канала катались верхом.


После смерти Ленотра в 1700 г. парк постепенно приходит в упадок, а конец столетия стал закатом Версаля. Сейчас сохранилась лишь десятая часть его  прежней площади, но и в таком виде парк производит неизгладимое впечатление грандиозностью замысла, сочетанием величия и изящества.



/Самые красивые и знаменитые. Парки и сады.  - Аванта/

* Лентор Андре (1613 — 1700) французский ландшафтный архитектор, придворный садовод Людовика XIV, с 1657 года — генеральный контролер королевских зданий. Прежде всего он известен как автор проекта создания и последующих реконструкций королевских садов и парка в Версале.

Людовик XIV де Бурбон,  также известный как «король-солнце»,Людовик Великий  (1638 - 1715) — король Франции и Наварры с 14 мая 1643 г. Царствовал 72 года. Убеждённый сторонник принципа абсолютной монархии и божественного права королей («Государство — это я!»), укрепление своей власти он сочетал с удачным подбором государственных деятелей на ключевые политические посты. Царствование Людовика — время значительной консолидации единства Франции, её военной мощи, политического веса и интеллектуального престижа, расцвета культуры, вошло в историю как Великий век. Вместе с тем долголетние военные конфликты, в которых Франция участвовала во время правления Людовика Великого, привели к повышению налогов, что тяжёлым бременем легло на плечи населения и вызвало народные восстания.

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню