Ар деко - геометрия и искусство

Перейти к контенту

Главное меню:

Ар деко

Орнаменты и стили

Шевроны и кубы... Геометрический рисунок входит в моду

Проще всего проследить формирование нового стиля на примере рисунков и фактур, используемых в моде и оформлении интерьеров. Позже они перешли в плакатный и рекламный дизайн. Кубистическая живопись 1907-1914 годов, созданная Браком и Пикассо, основывалась на отрицании художниками мысли о том, что искусство должно копировать природу. Геометрия изображений акцентировала плоскость, заставляя глаз скользить по поверхности картины, рассматривая мириады кубических форм. Примером такого стиля служат картины Поля Сезанна.
Теория Сезанна постулировала, что природу можно синтезировать, а все формы свести к  конусу, сфере и цилиндру:

«Трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса, при-чем все должно быть изображено в перспективе, чтобы каждая сторона всякой фигуры была направлена к центральной точке. Линии, параллельные горизонту, передают пространство... Линии, перпендикулярные горизонту, сообщают картине глубину». (Поль Сезанн Эмилю Бернару, 15 апреля 1904 года.)

Благодаря картинам Сезанна и кубистическим экспериментам Пикассо и Брака интерес к кубизму в живописи, скульптуре и мебели распространился из Франции по всей Европе, повлияв на творчество художников от Москвы до Мадрида, от Берлина до Лондона. С 1910 по 1914 годы возник
орфизм, разновидность кубизма. Представителями этого направления были испанский художник Хуан Грис (1887-1927), французские художники Фернан Леже (1881-1955) и Робер Делоне (1885-1941), а также его жена Соня Делоне (1885-1979), урожденная Терк, талантливая художница и дизайнер по текстилю русского происхождения.

Именно
кубизм, и аналитический, и синтетический, больше чем любой другой стиль, повлиял на дизайн текстиля, применяемый в модной и мебельной индустриях; большую популярность получил характерный для эстетики кубизма мотив "шеврона". Во всех областях, имеющих отношение к декоративному искусству — от автомобильной промышленности до архитектурного дизайна — геометрический мотив прочно занял свое место.

(М.Робинсон. Ар деко.Лучшие произведения. 2008-10)

Ваза Нанкин (1925)  - характерный предмет искусства своего времени, а также разнообразия творчества Лалика. Эта изысканная ваза (высота 34 см), выполнена в геометрическом дизайне - её корпус образуют треугольники из прозрачного черно-эмалированного стекла.

ШЕВРО́Н (франц. chevron от chèvre — "коза, ко́злы для пилки дров") — мотив орнамента в виде ленты, согнутой под острым углом

Экзотично, классически и оригинально

Дизайнеры и производители дорогих ювелирных украшений в стиле ар деко активно конкурировали друг с другом. Творчество французского дизайнера Раймона Тамплие (1891-1968) демонстрирует, насколько изобретателен был ювелирный бизнес в стремлении заставить покупателей раскошелиться и купить изысканные украшения - достаточно взглянуть на выполненную Тамплие геометрическую Брошь, отделанную бриллиантами. Чтобы будущая коллекция могла выдержать подобную конкуренцию, Жорж Фуке пригласил к сотрудничеству молодого французского архитектора Эрика Багге (1890-1978), талантливого художника-плакатиста французско-украинского происхождения Кассандра и французского живописца Андре Левейлле (1880-1963). В работах Левейлле несложно увидеть
влияние африканского искусства и синтетического кубизма.  

А Кассандр черпал вдохновение в кубизме и сюрреализме,  прежде всего в работах Пикассо и немецкого художника Макса  Эрнста (1891-1976).


 
Назад к содержимому | Назад к главному меню