Главное меню:
Сол Ле Витт (9 сентября 1928 года — 8 апреля 2007 года) — американский художник, одна из ключевых фигур минимализма и концептуализма, автор теоретических работ по концептуализму.
В начале 1960-х Сол Левитт создает некоторое количество настенных рельефов, называемых им wall structures («настенные структуры»). Эти рельефы, выходящие из плоскости стены в пространство пребывания зрителя, построены на взаимодействии различных геометрических форм: кубов, квадратов, параллелепипедов и включении одной фигуры в другую.
Знаменитые modular structures («модульные структуры») Сола Левитта – трехмерные решетки, построенные на повторении модуля-куба.
Переходным звеном, своего рода шагом в сторону концептуализма, была работа «Serial Project No. 1 (ABCD)» 1966 года. В его основе лежала совокупность изменений, вариация различных способов размещения элементов, пошаговое преобразование от двумерного к трехмерному, от квадрата – к кубу, от открытого – к закрытому кубу. Для художника куб становится важен не как форма, а как идея.
Куб – основа большинства скульптурных работ Сола Левитта. Хотя его скульптура и не всегда представляет собой полноценный, завершенный куб, имеющий все грани, но подобная форма непременно прослеживается в очертаниях.
Настенные рисунки и графика, как и скульптурные работы, основаны на оперировании базовыми геометрическими формами. Помимо привычных куба, параллелепипеда и квадрата появляются сферы, пирамиды, треугольники. Зачастую используются полосы, а также многие другие, иногда довольно сложные формы, которые при этом не теряют своей связи с геометрией.
Будучи увлеченным математикой, Левитт вел поиски простейших элементов произведений искусства. Он урезал художественное содержание своих графических работ и настенных рисунков до базовых форм, цветов и линий. Настенные рисунки Левитта – чистая геометрическая абстракция.
Левитт нечасто создавал живописные произведения. Наиболее известная его работа – «Красный квадрат, белые буквы» – относится к 1963 году. С 1970-х Левитт начинает работу над ранней графикой – трафаретной печатью. Затем в творчество художника вошли углубленная гравюра, а впоследствии – гравюра на дереве и в других техниках.