Главное меню:
Постживописная абстракция (англ. post-painter abstraction, нем. Postmalerische Abstraction) – направление в абстрактной живописи, возникшее в США в 1960 – х гг., одна из разновидностей геометрической абстракции. Основоположником этого направления считается немецкий художник Йозеф Альберс, преподаватель Баухауса, позже – заместитель директора этого учебного заведения вплоть до закрытия его нацистами в 1933 году, после этого эмигрировавший в США, где преподавал в колледже «Блэк Маунтин».
Постживописная абстракция возникла как реакция на спонтанность и живописную технику абстрактного экспрессионизма, противопоставив ему предельное сокращение и упрощение художественной формы: резкие, четкие контуры в виде плоских цветовых участков. Элементарные конфигурации (линии, квадраты), тавтологически повторялись в композиционных построениях (характерный пример – квадратная серия Й.Альберса, где картины состоят из вложенных друг в друга квадратов, точно рассчитанных размеров и сочетающихся тонов). Иногда геометрические фигуры уменьшались до одного живописного знака (полоса, разделяющая ровно окрашенную поверхность) или как крайнее проявление геометрического аскетизма – холст полностью покрывался однотонной краской.
Термин «постживописная абстракция» был придуман критиком Климентом Гринбергом в 1964 году. Характеризуя американское абстрактное искусство (в частности, американский экспрессионизм), он назвал его «живописным», обозначая этим словом «расплывчатое, разорванное, широкое определение цвета и контура». Постживописная абстракция, напротив же, была обращена к «физической открытости композиции», «линейной четкости», отказываясь от выразительной живописной манеры в пользу работы однотонными плоскостями цвета. Это обстоятельство позволяет рассматривать постживописную абстракцию как проявление минимализма в живописи.
Мастера постживописной абстракции: Йозеф Альберс, Элсуорт Келли, Моррис Луис, Ал Хелд, Кеннет Ноланд, Элен Франкенталер, Фрэнк Стела, Жюль Олицки, Барнет Ньюман.
/Савельева А. Стили и течения/