Главное меню:
Выпуклые и звездчатые плоские многоугольники присутствуют в творчестве Гауди в двух вариантах: как фигуры, определяющие форму элементов конструкции (этажей, окон, перегородок, облицовочной плитки), и как элементы узоров (изготовленных из керамики, образованных буквами и т.д.). В работах Гауди из всех плоских правильных многоугольников чаще всего используются треугольники, квадраты, пятиугольники, шестиугольники, восьмиугольники, десятиугольники и двенадцатиугольники. Классическими примерами, многие из которых можно увидеть в зданиях Барселоны, являются кирпичные треугольники дома Бельесгуард, квадраты из облицовочной плитки в доме Висенс, пятиугольные окна Эль-Каприччо или шестиугольники из плитки на Пасео-де- Грасия. Однако наиболее удивительным образом Гауди использовал многоугольники в колоннах нефа храма Святого Семейства, превзойдя всех своих предшественников. Колонны храма Святого Семейства - результат тонкой геометрической игры, состоящей в перемещении многоугольников и пересечении фигур. Вне сомнения, они представляют собой кульминацию подробных исследований Гауди. Два равных правильных многоугольника смещены вверх и повернуты в противоположных направлениях, образуя колонну, сечениями которой на разной высоте являются последовательности многоугольников со всё большим числом сторон.
Неэлементарные многогранники в этой работе Гауди практически не встречаются, но их можно увидеть в пинаклях храма. Логично думать, что Гауди, любитель оригами, конструировал модели многогранников из бумаги. В его мастерской, а также в крипте храма Святого Семейства и соборе Пальма-де-Майорка можно увидеть модели многогранников, подвешенные к потолку. Комнаты имеют форму прямоугольных параллелепипедов, для смотровой площадки дома Бельесгуард характерна пирамидальная форма, а дымоходы в доме Батло и дворце Гуэля имеют форму пирамид и усеченных пирамид.
Однако вполне возможно, что архитектор использовал эти геометрические фигуры в своем творчестве именно благодаря их исключительным свойствам. Первым был построен фасад Рождества Христова, посвященный «Воплощению, Силе Божьей и Богу-Отцу». На четырех колокольнях этого фасада каменная фигура, символизирующая епископский перстень, образуется пересечением куба и октаэдра.
Очевидно, что полученный многогранник не является правильным: шесть его граней имеют форму квадратов, восемь — форму шестиугольников. Эта фигура пересекается со сферой, в результате на четырнадцать граней многогранника накладываются шаровые сегменты, а область в форме цилиндра (определяемая двумя параллельными шаровыми сегментами, расположенными на шестиугольных гранях) оказывается пустой — в ней располагаются электрические осветительные элементы. В символизме Платона куб обозначал землю, октаэдр — воздух, следовательно, в мифологическом ключе многогранник, расположенный на вершине колокольни, символизировал синтез земли и неба: «небо нисходит на Землю»... в момент рождения Христа.
На колокольнях фасада Страстей Христовых повторяются формы пинаклей фасада Рождества Христова. Однако есть и различия. Если на фасаде Рождества Христова октаэдр (многогранник, двойственный кубу) при объединении с кубом образует многогранник, грани которого имеют форму квадратов и шестиугольников (неправильных), то на фасаде Страстей Христовых в этой геометрической игре участвуют двойственные им многогранники. При слиянии октаэдра и двойственного ему куба (определяемого центрами граней октаэдра) октаэдр превращается в многогранник с шестью гранями в форме правильного восьмиугольника и восемью треугольными гранями. И вновь эти многогранники символизируют восхождение с земли на небо — Страсти Христовы.
На фасаде Славы, где располагается главный вход, на вершинах четырех колоколен можно увидеть додекаэдры. В верхней части купола Девы Марии находится звездчатый многогранник с двенадцатью вершинами и четыре икосаэдра. Таким образом, после окончания строительства храма Святого Семейства в нем можно будет увидеть множество разных многогранников, поскольку, как говорил сам Гауди, «геометрия — язык архитектора».
/К. Альсина - Тысяча граней геометрической красоты. Многогранники (Мир математики Т. 23) - 2014/