Лабиринт - геометрия и искусство

Перейти к контенту

Главное меню:

Лабиринт

Лабири́нт (др.-греч. λαβύρινθος) — какая-либо структура (обычно в двухмерном или трёхмерном пространстве), состоящая из запутанных путей к выходу.

Под лабиринтом у древних греков и римлян подразумевалось более или менее обширное пространство, состоящее из многочисленных залов, камер, дворов и переходов, расположенных по сложному и запутанному плану.

История этого символа насчитывает уже не одну тысячу лет. Записи древних историков (Геродота, Диодора) донесли до нас сведения о четырех величайших лабиринтах далеких эпох. Первый, сегодня относящийся к одному из семи чудес света, - Египетский - был построен фараоном Аменемхетом около 2200 г. до н.э. Геродот считал египетский лабиринт колоссальным, удивительным и невообразимым, затмевающим даже Великую Пирамиду. Второй - Критский (или Кносский) лабиринт известен благодаря греческим мифам почти каждому на нашей планете, по преданию он был построен удивительным архитектором и изобретателем Дедалом. История этого лабиринта навечно связана с древнегреческим мифом о Минотавре, о храбром юноше Тесее, победившем чудовище и нашедшем выход из мрачного подземелья на острове Крит,  благодаря любви прекрасной Ариадны.  Третий лабиринт существовал на острове Самос, а четвертый располагался в Италии в городе Клузиуме. Немало древних лабиринтов было построено в Европе – только в Великобритании их обнаружено более 600, есть они и на нашем Севере - на каменистых мысах Белого и Баренцева морей, в глубине Кольского полуострова.

В XIII-XIX веках лабиринтами называли особого рода садовые украшения.

Садовые лабиринты создаются из более или менее высоких живых изгородей, расположенных под углом или в виде сужающихся окружностей так, что между ними образуются дорожки, ведущие к одному центру, но сообщающиеся между собой столь замысловато, что гуляющему по ним не так просто добраться до центра всей композиции, также как и найти обратный путь. Первоначально имеющие религиозное значение, начиная со Средних веков, лабиринты из живых растений возводятся во всем мире для развлечения и украшения. Сначала парковые лабиринты сооружались не высокими, лишь до колена. Любоваться ими надо было сверху: низкие живые изгороди образовывали причудливые геометрические орнаменты. Свободное пространство между кустарниками заполняли красиво цветущими растениями, цветным песком и гравием. Со временем «живые» лабиринты становились все выше. Лабиринты из живой изгороди становятся непременной деталью многих садов и парков Европы, а прогулка среди запутанных тропинок и тупичков превращается в весьма популярное развлечение для аристократии. Многочисленные «живые» лабиринты, отличающиеся изысканным вкусом, находились во владениях могущественного клана Гонзаго из Мантуи, прогулка по лабиринту, созданному в 1669 году в Версальском саду, считалась незабываемым развлечением, а лабиринт, созданные в 1670 году в саду виллы Альтьери в Риме, стал излюбленной забавой Папы Климента X.

Особенной любовью к лабиринтам с живой изгородью из деревьев и кустарников прониклись англичане, превратив искусство создания ландшафтных лабиринтов в один из национальных символов королевства. Один из первых английских лабиринтов с живой изгородью был высажен в XII веке во время правления короля Генриха II в саду возле его дворца в Вудстоке.  


В русских парках лабиринты, как  атрибут регулярного сада,  получили широкое распространение  в  XVIII-XIX вв.


 
Назад к содержимому | Назад к главному меню